Ребусы

понедельник, 14 марта 2016 г.

Изменение глаголов по временам

Ход урока
1. Организационный момент.
 - Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.
2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
  - Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:  



Глагол





- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)
 Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
-На какие вопросы отвечают глаголы?
– Чем же мы будем заниматься на уроке? (Изучать времена глагола.)
- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года) 
 Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».
Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.
– Какая  учебная  задача стоит перед нами?  (Научиться отличать одно время от другого.)

 3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.
1. Беседа по вопросам.
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?
– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)
2. Упражнение в определении времени глагола. Выборочный диктант.(СЛАЙД 3) 
Уж и  есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,Назвать матерью,Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
-Поставьте глаголы в форме другого времени.(Проверка).
4. Физкультминутка  для глаз.(СЛАЙД  4)
5. Упражнение в изменении глаголов по временам. 
1. Работа с правилом (с. 64).
– Прочитайте правило в учебнике.
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

6.Упражнение «Четвёртый лишний».
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)

Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил) 


7. Работа с учебником.
1. Упражнение в образовании временных форм глагола (упр. 406, с. 65). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

8.Творческая работа.
Упражнение «Оживи картинку»
На доске написан текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов.
Заслушать несколько работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
9. Н а п и ш и т е  предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать)  спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
10.(СЛАЙД 5) -Вставь глаголы в пословицы.
11. Домашнее задание: упражнение 404, с. 64.
12. Итог урока.
– Что изучали на уроке?
– От чего зависит, какую форму будущего времени будет иметь глагол?
- Прикрепите на доску карточку, соответствующую оценке урока.
        ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ        
 Карточка 1. Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.
Дают, вручают, преподносят (телеграмма, цветы, книги, подарок). Выкапывали, срезали, собирали, выдёргивали (капуста, морковь, картофель, огурцы, урожай).
 Карточка 2. К данным словам записать однокоренные слова разных частей речи. Подчеркнуть глаголы.
Награда, игра, крик, служба, свет, мороз, звон.
 Карточка 3. Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.
Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.
Составить 1–2 предложения с некоторыми глаголами, разобрать их по членам предложения.
 Карточка 4. Изменить по временам данные глаголы.
 Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

Комментариев нет:

Отправить комментарий