Ребусы

воскресенье, 20 октября 2013 г.

Дюймовочка

Дюймовочка
Сценарий для постановки сказки Ханса Кристиана Андерсена в домашнем кукольном театре

Действующие лица

(живые актеры)
Женщина
Колдунья
(куклы)
Дюймовочка
Принц эльфов



Жаба
Сын жабы
Первая Рыбка
Вторая Рыбка
Майский Жук
Первый Жук
Второй Жук
Жучиха
Ласточка
Крот
Полевая Мышь
Занавес слегка раздвинут, напоминая оконные занавески. Звучит песня соловья. В окне появляется Женщина в кружевном чепце и, подперев рукой подбородок, начинает слушать песню.

Женщина

Ах, как кружuтся головушка!
Словно проснулась в раю.
Век бы, мой милый, мой нежный соловушка,
Слушала песню твою.
Только, на миг став усладою,
Скоро и ты отпоешь.
И со своею подругой крылатою
Гнездышко в кроне совьешь.
Будут малютки беспечные
Весело в нем щебетать,
Мне, одинокой, на раны сердечные
Соль моих слез посыпать.
Сколько их в гнездах повывелось –
И не сочтешь, коль начать.
Вот бы и мне хоть часок посчастливилось
Крошку свою покачать.
Я бы за это мгновение
Все что ни есть отдала.
Соловей замолкает. Из-за ширмы выходит Колдунья и, опираясь на клюку, медленно бредет мимо. Под окошком она останавливается.

Колдунья (зрителям)

Служит мне компасом перст провидения,
Я по нему и пришла!
(Женщине)
Не поскупишься с наградою,
Горю возьмусь я помочь.
Женщина достает шкатулку и высыпает из нее в подставленный ведьмой передник свои драгоценности.

Женщина

Всем услужить вам, почтенная, рада я!

Колдунья

Сына тебе или дочь?
Колдунья одной рукой придерживает передник, а второй роется в суме.

Женщина (прижимая руки к груди)

Девочку! Крошечку-девочку!

Колдунья

Крошечку? Что ж, поглядим!
Колдунья достает из сумы зернышко и протягивает его Женщине. Женщина его удивленно разглядывает.

Колдунья

То не простое – волшебное семечко,
В землю его посади!
Все, что просила, исполнится!

Женщина (кланяясь)

Низкий поклон вам!

Колдунья

Прощай!

Женщина

Ваше добро возвратится вам сторицей!

Колдунья (оборачиваясь)

Буду нужна, навещай!
Колдунья уходит. Женщина достает цветочный горшок, ставит его перед собой на окне и сажает семечко. Снова начинает петь соловей.

Женщина

Я посажу это зернышко
В новый цветочный горшок.
Ты покажись, мое ясное солнышко!
Женщина поливает семечко из лейки, и из горшка появляется огромный бутон.

Женщина

Ты расцвети, мой цветок!
Женщина целует бутон, он раскрывается, и в нем оказывается крошечная девочка с крылышками за спиной. Жен-щина любуется ею.

Женщина

Тонкая словно иголочка!
Грежу ли я наяву?
Что за малютка! Ну, просто Дюймовочка! –
Так я тебя назову!
Только вот крылышки, доченька,
Вовсе тебе ни к чему.
Знаю, мой ангел, летать не захочешь ты,
Дай-ка с тебя их сниму.
Женщина снимает крылья с Дюймовочки, убирает горшок с окна и достает ленту.

Женщина

А вместо них эту ленточку
Бантиком я завяжу.
Женщина завязывает Дюймовочке большой бант на макушке.

Женщина

С ним ты совсем настоящая девочка,
Дай на тебя погляжу!
Женщина любуется Дюймовочкой.

Женщина

Каждый день в платьица новые
Буду тебя наряжать.
И на рассвете росинки медовые
С роз для тебя собирать.
Женщина достает блюдо и показывает его Дюймовочке.

Женщина

А из вот этой тарелочки
Выйдет премиленький пруд.
Все для тебя, моя чудная девочка! –
Даже цветочки цветут!
Женщина достает скорлупку, украшенную цветами, и укладывает спать Дюймовочку.

Женщина

Только и им, моя звездочка,
Шепчет листва: «Спать пора!»
Спи, лепесточком укрывшись, Дюймовочка,
Спи-засыпай до утра!
Смеркается. Женщина накрывает Дюймовочку одеялом-лепестком и уходит. Соловей умолкает. Появляется Жа-ба.

Жаба

Квакс! Вот и славная женушка
Будет сынку моему!
Поднимает скорлупку с Дюймовочкой.

Жаба

Легкая, словно лебяжее перышко!
Вместе с кроваткой возьму.
Жаба исчезает вместе с Дюймовочкой. Становится светло. Занавес открывается. На втором плане река и лес. На первом плане слева и справа густые заросли травы и камыша. Из-за кустов справа появляется Жаба с колыбелькой. Тут же посреди сцены выныривает ее Сын. Жаба со скорлупкой подплывает к нему, и они вдвоем заглядывают в колыбель-ку.

Жаба

Что, хороша?

Сын Жабы

Да! Мне нравится!
Квакс! Квакс! Брекке-ке-ке-кекс!

Жаба

Тише ты, дурень! Не то испугается!
Знаю я этих невест!
С нею в болоте прославимся,
Будем ходить кораблем!
Пусть все дивятся, какая красавица
Пол моет в доме моем!
Жаба оглядывается по сторонам.

Жаба

Надо подальше от берега
Нашу добычу снести.
А ведь не то за такого бездельника
И не захочет пойти!
Жабы скрываются за кустами слева. Посреди сцены появляется лист кувшинки. Жаба и ее сын выплывают из-за кустов справа, подплывают к листу и ставят на него колыбельку.

Жаба

Место, гляжу, подходящее!

Сын Жабы

Квакс! Квакс! Брекке-ке-ке-квакс!

Жаба

Эй, просыпайся, красавица спящая!
Замуж выходишь!
Дюймовочка выглядывает из скорлупки.

Сын Жабы

За нас!

Дюймовочка (закрывая лицо руками)

Ах!

Жаба (толкая сына в бок)

Ты ей тоже понравился!
(Дюймовочке)
Сын мой хорош! Весь в меня!
Хоть с букварем он немного не справился,
С мухой не спутает пня!
Будет у вас в тинном гнездышке
Даже не жизнь – красота!
Только учти, что хорошая женушка
Делом всегда занята.
С щом комариным управишься?
Дюймовочка мотает головой.

Жаба

С ряской пирог по плечу?
Дюймовочка мотает головой еще сильнее.

Жаба (возмущенно)

Чем же ты мужа кормить собираешься?

Дюймовочка (чуть не плача)

Я с вами жить не хочу!

Жаба

Чушь! Поживешь, так захочется!
Жди, за тобою придем!
Будешь, девчонка, все время топорщиться,
Мы тебя живо побьем!
Жаба берет кроватку и вместе с сыном уплывает за кусты справа. Дюймовочка тихонько плачет. По обе стороны от листа кувшинки появляются рыбки.

Первая рыбка

Что с тобой, девочка милая?

Вторая рыбка

Плачешь, скажи, почему?

Дюймовочка

Хочет отдать меня жаба постылая
В жены сынку своему!

Голос Сына Жабы (издалека)

Квакс! Брекке-кекс!

Дюймовочка (в ужасе)

Ах, идут уже!

Первая рыбка

Так не бывать же тому!

Вторая рыбка

Мужа достойна ты, девочка, лучшего
По красоте и уму!

Голос Сына Жабы (совсем близко)

Квакс!

Дюймовочка

Ах!
Дюймовочка снова закрывает лицо руками.

Первая рыбка

Не плачь, постараемся
Перекусить стебелек!
Рыбки ныряют вниз. Лист начинает раскачиваться. Из-за кустов справа появляются Жаба и ее сын с букетом цве-тов.

Сын Жабы (зевая)

Зря цельный день по болотам шатаемся,
Лучше б поел да прилег.

Жаба

Спать в день такой не положено,
Женишься и отдохнешь!
Лист с Дюймовочкой отрывается и плывет по течению в сторону кустов слева. Сын Жабы роняет букет и замирает от удивления.

Жаба

Что ты, бездельник, застыл, как мороженый?
Жаба дает сыну подзатыльник.

Сын Жабы

Врешь! От меня не уйдешь!
Лист скрывается за кустами слева. Жабы плывут за ним. Лист появляется из-за кустов справа. Жабы плывут сле-дом. Жаба почти настигает, ее сын сильно отстает.

Жаба

Стой! Никуда ты не денешься!
Стой, я кому говорю!
(сыну)
Если сегодня на этой не женишься,
Завтра на рыбе женю!
Тут же Сын Жабы стремительно вырывается вперед. Все трое снова скрываются за кустами слева и появляются из-за кустов справа. Жаба хватает лист и тянет на себя. Дюймовочка отступает к краю листа.

Жаба (торжествующе)

Ква-а! От судьбы не упрыгаешь!
Вот оно счастье твое!
Дюймовочка плачет. Из-за кустов слева с жужжанием появляется Майский Жук, хватает Дюймовочку и уносит обратно за кусты слева. Лист кувшинки исчезает. Жаба набрасывается на сына, тесня его к кустам справа.

Жаба

Что, бестолковый, стоишь, носом шмыгаешь?
Мы упустили ее!
Жабы понуро бредут к кустам справа и скрываются за ними. Посреди сцены появляется коряга.
Раздается приближающееся жужжание, из-за кустов справа появляется Майский Жук и сажает Дюймовочку на ко-рягу.

Майский Жук (кланяясь)

Вж-жук! Разрешите представиться!
Я Майский Ж-жук! Просто Ж-жук!
Это мой дом!

Дюймовочка (удивленно)

Это дом?

Майский Жук

Вам понравится!
Здесь я сиж-ж-жу!
Жук показывает на правую часть коряги.

Майский Жук

Здесь – леж-ж-жу!
Жук показывает на левую часть коряги.

Майский Жук

Здесь – я нектары пью мятные!
Здесь – я хож-ж-жу и жуж-ж-жу!
Жук ходит туда-сюда и вдохновенно жужжит.

Дюймовочка

Песенка ваша такая приятная!

Майский Жук

Так подпевайте!

Дюймовочка

Жу-жу!

Майский Жук

Вы просто оч-чаровательны!
Будьте моею ж-женой!

Дюймовочка

Ах! Вы ко мне так добры, так внимательны!
Вы так любезны со мной…
Доносится приближающееся жужжание, и из-за коряги появляется Первый Жук, Второй Жук и Жучиха.

Первый Жук

Делает ей предлож-жение!

Жучиха

Уж-жас!

Первый Жук

Мне так его ж-жаль!

Второй Жук (Майскому Жуку)

Друг мой, при всем нашем к вам уваж-жении,
Смех мы не в силах сдерж-ж-жать!
Жучиха подходит ближе и рассматривает Дюймовочку.

Жучиха

Фи! У нее ж-же нет усиков!

Первый Жук

Нож-ж-жки, и тех только две!

Второй Жук

Что за убож-ж-жество! Хуж-же чем гуселька !

Жучиха (со смехом показывая на бант)

Крылышки на голове!

Первый Жук

И вот на этой ты ж-женишься!?

Майский Жук (стыдливо)

Нет, я с ней просто друж-жу!

Жучиха

Вот тебя любишь, мечтаешь, надеешься…

Майский Жук

Ж-жди! Я ее провож-ж-жу!
Жук хватает Дюймовочку и уносит за кусты слева.

Жучиха

Ловко мы с нею расправились!
Не выношу я калек!
Хихикающие Жуки вместе с корягой исчезают. Из-за кустов справа появляется Майский Жук с Дюймовоч-кой.

Майский Жук

Вы никому, никому не понравились,
Так что прощайте навек!
Майский Жук, жужжа, улетает обратно за кусты справа. Дюймовочка плачет. Раздается хлопанье крыльев. На кус-те слева появляется Ласточка.

Ласточка

Крошка, о чем так печалишься?
Что у тебя за беда?
Плачешь – как будто со светом прощаешься!

Дюймовочка

Я некрасивая, да?

Ласточка (смеясь)

Полно, такой милой девочки
В мире во всем не сыскать!

Дюймовочка (всхлипывая)

Усиков нет… даже крылья на темечке…

Ласточка

Кто мог такое сказать?

Дюймовочка

Жук…

Ласточка (оживившись)

С ним поспорить готова я!
Где это было, скажи?
Дюймовочка показывает в сторону кустов справа.

Дюймовочка

Там, за кустом…

Ласточка

Где коряга еловая?
Дюймовочка кивает. Ласточка скрывается за кустом справа.

Голос Жука

Ай! Отпусти! Вжи-вжи-вжи!
Ласточка появляется над кустом справа.

Ласточка (причмокивая)

Больше тебя не обидит он.
Слез понапрасну не лей!
Девочек краше тебя я не видела.
Ну, улыбнись же скорей!
Как твое имя?

Дюймовочка

Дюймовочка!

Ласточка

Хочешь, тебе я спою
Песню про то, что на небе ни облачка?

Дюймовочка (кивая)

Да!

Ласточка (поет)

Фьюти-фью! Фью-фью-фью!
Из-за куста слева выходит Полевая Мышь с большим мешком на плечах и идет к кусту, на котором сидит Ласточ-ка.

Полевая Мышь (ворчливо)

Все-то она заливается.
Осень уже на носу!
Посторонись-ка с дороги, красавица!
Видишь, припасы несу!
Мышь проходит мимо Дюймовочки и скрывается за кустом слева.

Ласточка (поет)

Фью! Светит солнышко ясное!
Фью! Колокольчик цветет!
Фьютю, Дюймовочка, крошка прекрасная…

Ласточка и Дюймовочка (хором)

С ласточкой песню поет!
Из-за куста справа появляется Полевая Мышь с пустым мешком и идет к кустам слева.

Полевая Мышь (сердито)

Ишь как вдвоем расчирикались!
Что-то зимой запоют!
Вы бы в лесу понапрасну не мыкались,
В поле зерно раздают!
Мышь скрывается за кустами слева.

Ласточка (поет)

Фьюти-тю-тю! Фьютю-ти-тю-ти! –
Весело я щебечу!
Что мне зима! Только первый снег выпадет,
Я от него улечу!
Начинают падать крупные комочки снега. Ласточка скрывается за кустом. Дюймовочка оглядывается по сторонам. На втором плане поднимается снеговая полоса, постепенно закрывая пейзаж. На каждый из кустов слева и справа накидывается снежная пелена.

Дюймовочка (испуганно)

Ах! Почему мне так холодно?
Я как былинка дрожу!
Дюймовочка начинает дрожать и плакать. Из-за кустов слева появляется Полевая Мышь с большим мешком за спиной. Весь второй план к этому времени уже скрыт за серебристыми сугробами.

Полевая Мышь

Холодно, девочка? Будет и голодно!
Зря что ли в поле хожу?
Шубу расти! По пороше-то
В платье замерзнешь таком!
Родичи есть?

Дюймовочка

Я одна-одинешенька!

Полевая мышь

Ну-ка пошли ко мне в дом!
Дюймовочка вслед за Мышью скрывается за кустом справа. Становится темно, занавес закрывается. Идет смена декораций первого и второго плана.

Голос Полевой Мыши

Корень вверху, осторожнее.

Голос Дюймовочки

Ой!

Голос Полевой Мыши

Впереди еще два!
Ниже нагнись, это дело не сложное.
Чай, не слетит голова!
Как тебя звать-то?

Голос Дюймовочки

Дюймовочка!

Голос Полевой Мыши

Стряпать умеешь?.. А шить?..
Зря! – красотой одной хлебную корочку
В нашем лесу не нажить.
Ладно, старуха я добрая,
Хоть иногда и ворчу.
Если окажешься к делу способною,
Живо всему научу.
Здесь спуск крутой начинается,
Крепче за стену держись!

Голос Дюймовочки

Ой-ой-ой-ой!

Голос Полевой Мыши

Что упала? Случается!
Вот и пришли мы, кажись!
Занавес открывается, становится светло. На первом плане стены и свод пещеры. На втором плане слева мешки с зерном, орешки, низки грибов, пучки сушеных трав и другие многочисленные припасы хозяйки норы, очаг и свадебный портрет Полевой Мыши и ее очень усатого мужа. На втором плане справа земляная стена (она понадобится, когда крот пророет ход). Из-за стены слева выходят Полевая Мышь с мешком на спине и Дюймовочка. Мышь снимает со спины ме-шок.

Полевая Мышь

Здесь я живу и хозяйствую.
На-ка, малышка, поешь!
Да поклонись и скажи: «Благодарствую!»
Знай, не терплю я невеж.
Мышь достает колосок и дает его Дюймовочке. Дюймовочка кланяется.

Дюймовочка

Благодарю вас!

Полевая Мышь

Ну, то-то же!
Вижу, поладим с тобой.
Показывает на портрет.

Полевая Мышь

Как овдовела, прошел целый год уже,
Муж мой хорош был собой.
Нынче с такими усищами
Вовсе мыша не сыскать.
Зерна домой приносил просто тыщами,
По два мешка мог таскать.
Со вздохом перекладывает мешок с места на место. Слышится приближающиеся постукивание палки.

Полевая мышь (прислушиваясь)

Вот и сосед к нам пожаловал,
Очень влиятельный крот.
Дом у него с закромами, с подвалами…
Ох, и богато живет!
Из-за стены слева появляется Крот, ощупывая перед собой дорогу палкой, как слепой. Все от палки уворачивают-ся.

Полевая Мышь (кланяясь)

Милости просим, соседушка!

Крот

Что говорите вы? Ась?

Полевая Мышь (громко)

Я говорю, вы такой домоседушка,
Еле я вас дождалась!

Крот

А? Да-а, погоды ужасные,
Так весь октябрь и лило.

Полевая Мышь (громко)

Что говорить, было время ненастное,
В нору воды натекло.
(Дюймовочке шепотом)
Вот бы к тебе он посватался,
Слеп, глух и страшно богат!

Крот (оглядывая свою шубу)

Да, ваша правда, немного изгваздался!

Полевая Мышь

(Дюймовочке)
Этакий муж – просто клад!
Полевая Мышь отряхивает Крота.

Полевая Мышь

Вот голова-то садовая,
Шубу изгадил в конец!

Крот

Ась?

Полевая Мышь (прямо в ухо Кроту)

Говорю, хороша шуба новая!
В ней хоть сейчас под венец!

Крот

Не-е, мне жены-то не надобно.

Полевая Мышь

Это еще почему?
Я вот сама замуж выскочить рада бы,
Так ведь стара, не возьмут.

Крот

Ась? Что ведра – прорвы мало им!
Жены все тащат, все жрут.
Людям степенным, как я, с капиталами,
Думать и не о чем тут!

Полевая Мышь (Дюймовочке)

Да, скуповат он немножечко,
Так ведь и стар – ждать не век.

Крот

Ась?

Полевая Мышь (громко)

Говорю, есть невеста, Дюймовочка,
Ростом примерно с орех!
Да и собою красавица!

Крот

Мне все равно, я – слепой!

Полевая Мышь

Даже не спорьте! Она вам понравится!
Ну-ка, Дюймовочка, спой!

Дюймовочка (поет)

Фью! Светит солнышко ясное!
Фью! Колокольчик цветет!
Фьютю, Дюймовочка, крошка прекрасная,
С ласточкой песню поет!

Полевая Мышь

Как вам?

Крот

Выводит старательно!

Полевая Мышь

И сочинила сама!

Крот

Только ведь, если послушать внимательно,
В песне той мало ума!

Полевая Мышь

Разум с годами приложится!

Крот

Может! А много ли ест?

Полевая Мышь

Зернышко в день.

Крот

А за год сколько сложится…
Нет, не женюсь! Жалко средств!

Полевая Мышь (ворчливо и не очень громко)

Ладно, не больно ты нужен нам.

Крот

Ась? Да-а, мне тоже пора.
Вы заходите ко мне после ужина,
Будем играть в номера.

Полевая Мышь (громко)

Мы бы пришли, да у девочки
Платья хорошего нет.
Нужен на шубку кусочек цигеечки,
Войлок на пару штиблет.
Вы б по-соседски уважили.

Крот (задумчиво)

Да-а, только чем ей помочь…
Вот что! До вас по прямой две-три сажени –
Верно, управлюсь за ночь.
Крот отдает палку Дюймовочке, подходит к земляной стене справа и начинает копать туннель (по мере его про-движения ткань, закрывающая коридор, убирается). В конце коридора лежит мертвая Ласточка.

Полевая Мышь (Дюймовочке)

Снега зимой не допросишься!
Плакала шубка твоя!
(озабоченно оглядывая платье Дюймовочки)
Эдак к весне ты совсем поизносишься,
Вся – от банта до белья!
Из коридора, пятясь задом, выходит Крот. Дюймовочка отдает ему трость.

Крот

Вот и готово! Пожалуйте!
Полевая Мышь заглядывает в коридор, Дюймовочка за ней.

Полевая Мышь

Что-то там больно темно!
(Дюймовочке)
Ты не мешайся, пущай первым сам идет.

Крот

Ась? Да-а! Придумал умно!
Полевая Мышь берет фонарь. Крот, ощупывая тростью дорогу, важно идет по тоннелю, Мышь и Дюймовочка сле-дуют за ним. Перед Ласточкой Крот останавливается. Крот тычет в Ласточку тростью.

Крот

Здесь, дамы, будьте внимательны –
Птица лежит на пути!
Полевая Мышь поднимает фонарь выше.

Полевая Мышь

Что, околела?
Крот тычет в Ласточку тростью.

Крот

Весьма основательно!
Дней уже больше пяти!

Полевая Мышь

С птицами это случается –
Бедным безделье не в прок!

Крот

Ась? Да-а! Помрут, так не стоит печалиться!
Будет лентяям урок!
Крот обходит Ласточку и идет дальше.

Полевая Мышь (Дюймовочке)

Я с ним пойду, побеседую,
Ты пух останешься драть!

Дюймовочка

Я не могу!

Полевая Мышь

Да не будь привередою!
Глупо добру пропадать!
Полевая Мышь вслед за Кротом скрывается за стеной справа. Постукивание кротовой палки становится все тише и, наконец, замолкает. Дюймовочка склоняется над Ласточкой.

Дюймовочка

Ах, моя милая ласточка!
Ну почему ты тогда
Не улетела на солнышко красное,
Прочь от беды навсегда?
Каждая веточка тонкая
Снова весной расцветет,
Только никто твою песенку звонкую
Лучше тебя не споет!
Дюймовочка обнимает Ласточку.

Дюймовочка (радостно)

Тук… Тук! Тук-тук... Вновь и вновь: Тук-тук!
Сердце забилось! Стучит!
Ласточка приподнимается и оглядывается по сторонам.

Ласточка

Где это я? Почему так темно вокруг?
И в животе так урчит!
Дюймовочка протягивает Ласточке колосок.

Дюймовочка

Вот! Угощайся, пожалуйста!
Хочешь еще принесу?

Ласточка

Ты, как последний волшебный луч радости
В зимнем холодном лесу!
Ласточка без сил падает на край ширмы. Дюймовочка уходит в нору Мыши, возвращается с одеялом и начинает устраивать Ласточке постель.

Дюймовочка (со вздохом)

Да, там теперь вьюги снежные
Страшные песни поют!

Ласточка

Не подпевай им! Пой песенки прежние!
Фьюти! Фью! Фью! Фьюти-фью!
Раздается приближающийся стук Кротовой палки. Дюймовочка возвращается в нору.

Голос Крота

Ась? Да-а решенье серьезное!
Лучше я с ним подожду!

Голос Полевой Мыши (ворчливо)

Поторопись, кабы не было поздно-то.
(громко)
Ладно, к себе я пойду!
Из-за стены слева появляется Полевая Мышь с вязанкой хвороста.

Полевая Мышь

Хватит петь песни, Дюймовочка!
Ими не будешь сыта!
Глянь-ка, что там возле входа в каморочке?
Дюймовочка заглядывает за левую кулису.

Дюймовочка

Веник!

Полевая Мышь

Бери, подметай!
Полевая Мышь прячет хворост за ширму. Дюймовочка достает из-за кулисы веник и начинает подметать но-ру.

Полевая Мышь

Чтобы с хозяйством управиться
Умницей будь, не ленись!
А приберешься, не мешкай, красавица,
Живо за прялку садись!
Я ненадолго – с соседями
Часик-другой поболтать!
Да натопи печку ветками этими,
Чтобы теплей было спать.
Полевая Мышь уходит. Дюймовочка кладет веник, берет несколько колосков и несет их Ласточке.

Ласточка (просыпаясь)

Фью! Неужели весна уже!

Дюймовочка

Нет, до нее далеко.
Спи, за тобою я буду ухаживать,
Спеть тебе песенку?

Ласточка

Спой!

Дюймовочка (поет)

Фью! Светит солнышко ясное!
Фью! Колокольчик цветет!
Фьютю, Дюймовочка, крошка прекрасная,
С ласточкой песню поет!
Фьюти-тю-тю! Фьютю-ти-тю-ти! –
Весело я щебечу!
Что мне зима! Только первый снег выпадет,
Я от него улечу!
Слышится приближающийся стук кротовой палки. Дюймовочка возвращается в нору, достает прялку, садится по-средине и начинает прясть. Из-за стены слева в нору входят Полевая Мышь и Крот и мимо Дюймовочки не спеша прохо-дят в коридор.

Полевая Мышь (громко)

Вам ведь такой рукодельницы
Больше нигде не сыскать!

Крот

Это пока-а, выйдет замуж – обленится!
Нет, не женюсь!

Полевая Мышь (возмущенно)

Вот ведь тать!
Крот и Полевая Мышь скрываются за стеной справа и вскоре снова появляются из-за стены слева. Дюймовочка продолжает прясть.

Полевая Мышь (громко)

Да и характером кроткая!
Мало на свете таких!

Крот

А после свадьбы побьет сковородкою!
В омуте тихом черт лих!
Крот и Полевая Мышь скрываются за стеной справа и вскоре снова появляются из-за стены слева. Дюймовочка продолжает прясть.

Полевая Мышь (громко)

А вот помрете нечаянно,
И пропадет жизни труд!
Были бы детки, все им бы оставили!
Ваше ж чужие возьмут.

Крот

Ась? Да-а, немало охотников
Есть до чужого добра!
Жены, к примеру!

Полевая Мышь

Святые угодники!
Что за упрямый дурак!
Крот и Полевая Мышь скрываются за стеной справа. Из-за стены слева вскоре появляется Полевая Мышь, но уже без Крота.

Полевая Мышь (ворчливо)

Каждый день в гости шатается!
Портит дух в нашей норе!
Что ни скажу, ко всему придирается!
А уж весна на дворе!
Ну-ка работу показывай!
Дюймовочка отдает Полевой Мыши большой клубок шерсти.

Полевая Мышь

Что ж для начала сойдет.
Буду зимою носочки повязывать,
Время быстрее пройдет.
Полевая Мышь с клубком уходит. Дюймовочка убирает прялку, берет фонарь и идет в коридор, где лежит Ласточ-ка.

Дюймовочка

Ласточка! Милая ласточка!
Вот и весна к нам пришла!

Ласточка (потягиваясь)

Я стосковалась по солнышку красному!
Как же я долго спала!
Ласточка встает с постели и вместе с Дюймовочкой идет к выходу их мышиной норы (слева). Перед выходом они останавливаются.

Ласточка (обнимая Дюймовочку)

Буду всегда я, Дюймовочка,
Помнить заботу твою!
Мы улетим, и за каждое зернышко
Песню тебе я спою!

Дюймовочка

Нет, не могу, мне здесь нравится!
Старая мышь так добра.
Ей без меня трудно будет управиться.

Ласточка

Счастлива, будь! Мне пора!
Ласточка обнимает девочку и скрывается за стеной слева. Дюймовочка берет веник и начинает подметать.

Дюймовочка (поет)

Фью! Светит солнышко ясное!
Фью! Колокольчик цветет!
Фьютю, Дюймовочка, крошка прекрасная,
С ласточкой песню поет!
Из-за стены справа появляется Полевая Мышь и спешит к Дюймовочке.

Полевая Мышь

Вот наше дело и сладилось!
Много с ним было хлопот.
Ну, наконец-то кроту ты понравилась,
Осенью замуж возьмет.
Надо готовить приданное,
Чтоб не нуждаться ни в чем!
Ведь не пристало носить платье драное
Замужем за богачом.

Дюймовочка

Не погубите, хозяюшка!
Я за крота не хочу!
Дюймовочка начинает плакать.

Полевая Мышь (сердито)

Вот укушу, так всерьез запечалишься!
Живо дурить отучу!
Дюймовочка продолжает плакать.

Полевая Мышь (примирительно)

Полно! Давай-ка устроимся
Где-нибудь здесь в уголке,
Да хорошенько с тобою пороемся
В старом моем сундуке.
Полевая Мышь достает огромный сундук. Дюймовочка перестает плакать и заглядывает в него.

Полевая Мышь

Вот лоскуточек на платьице,
Тюля клочок на фату.
Шей-ка наряд подвенечный, красавица.
Я же к соседу пойду!
Полевая Мышь уходит. Дюймовочка скрывается за сундуком и появляется уже в подвенечном платье и фатой на голове, берет веник и продолжает подметать.

Дюймовочка (поет тихонько очень грустным голосом)

Фьюти-тю-тю! Фьютю-ти-тю-ти! –
Весело я щебечу!
Что мне зима! Только первый снег выпадет,
Я от него улечу!
Вдалеке раздается приближающееся постукивание палки Крота. Дюймовочка роняет веник и закрывает лицо руками. Из-за стены слева появляется Полевая Мышь и начинает поправлять фату на голове Дюймовочки.

Полевая Мышь

Простенько и аккуратненько!
Кстати, а вот и жених!
Входит принарядившийся Крот с тростью в руках.

Крот

Ась? Можно к вам?

Полевая Мышь (громко)

Что за глупости, батенька? –
Мы же теперь за своих!
Полевая мышь подталкивает Дюймовочку навстречу Кроту.

Полевая Мышь (громко)

Вот вам жена! Вот приданное!
Полевая Мышь показывает на сундук. Крот ощупывает палкой невесту и сундук.

Крот

Сказано будь не в укор,
Чтобы в надеждах не быть мне обманутым,
Брачный пиши договор!
Полевая Мышь со вздохом достает кусок бересты, кладет его на ширму и берет воронье перо.

Полевая Мышь (громко)

Что же писать-то, соседушка?

Крот

Все, что должна мне жена!

Полевая Мышь (удивленно)

В долг ничего не брала эта девушка,
Что же она вам должна?

Крот

Ну, перво-наперво из дому
Не выходить никуда!
Полевая Мышь начинает записывать.

Крот

А во-вторых, мне своими капризами
Не досаждать никогда,
Стать, как и я, бережливою,
И ничего не просить,
Быть к недостаткам моим терпеливою,
Не попрекать, не дерзить,
Рано вставать, зря не нежиться,
Дом в чистоте содержать,
Да болтовнею напрасной не тешиться,
Вкусы мои уважать,
Старых друзей моих жаловать,
В речи мои не встревать,
Наших детей, коли будут, не баловать,
В строгости нужной держать!
Все записала?

Полевая Мышь

Пожалуйте!

Крот

И подписаться должна!
Полевая Мышь отдает Дюймовочке перо. Дюймовочка плачет.

Полевая Мышь

Вы хоть подарком невесту побалуйте,
Все же пока не жена!

Крот

Ась?

Полевая Мышь (громко)

Говорю, полагается
Ей хоть цветы подарить!

Крот

Да-а! Пусть нарвет да скорей возвращается!

Полевая Мышь

Что с дураком говорить!
(Дюймовочке)
Ладно, иди! Да дорогою
Новый наряд не порви.
Дюймовочка уходит. Становится темно. Занавес закрывается. Идет смена декораций второго плана.

Голос Дюймовочки

Ой! Ой-ой-ой!

Голос Полевой Мыши

До чего ж бестолковая!

Голос Крота (со вздохом)

Вот и женись по любви!
Занавес закрыт, посередине в нем оставлена достаточная для куклы «нора», на которой сосредоточен луч прожек-тора. Рядом с норой красный цветок. Из норы выходит Дюймовочка и простирает руки в зрительный зал.

Дюймовочка

Солнышко теплое, милое!
Помнить меня обещай!
Будто не замуж иду, а в могилу я,
Так что навеки прощай!

Дюймовочка (цветку)

Поздний цветочек мой аленький,
Нежный мой, не увядай!
Ласточке доброй от девочки маленькой
Низкий поклон передай!
Дюймовочка плачет, закрыв лицо руками. Слышится хлопанье крыльев и над Дюймовочкой появляется Ласточка. Ласточка все время машет крыльями.

Ласточка

Фью! Здравствуй, крошка прекрасная!
Вижу, опять ты грустишь –
Слезки роняешь, как тучка ненастная.
Али обидела мышь?
Ласточка спускается вниз и садится рядом с Дюймовочкой.

Дюймовочка (всхлипывая)

Что ты! От мыши я видела
За год немало добра!
Вот за соседа богатого выдала…

Ласточка

Что ли за Ваську-бобра?

Дюймовочка

Нет! За слепого и старого,
Жадного дядю крота!
Дом у него с закромами, с подвалами,
Только ведь там темнота!
Дюймовочка плачет, Ласточка гладит ее крылом по голове.

Ласточка

Вся от твоих слез промокла я,
Славный мой, птенчик родной.
Я собираюсь лететь в страны теплые!
Так полетели со мной!

Дюймовочка (обнимая Ласточку)

Милая, добрая ласточка!

Ласточка

Ну-ка, на спину садись!
Мы улетим в край прекрасный и сказочный,
Только покрепче держись!
Дюймовочка садится на спину Ласточке и они вместе поднимаются вверх. Ласточка машет крыльями. Внизу появ-ляется Полевая Мышь, за ней Крот.

Полевая Мышь

Ты не простившись, любезная,
В путь собралась, я смотрю!
Ласточка и Дюймовочка, поднявшись до верха занавеса, исчезают.

Крот

Ась?

Полевая Мышь (громко)

Говорю, убежала невеста-то!

Крот (вырывая с корнем цветок)

Стой! Я цветов подарю!
Становится темно. Идет смена декораций первого плана. Полевая Мышь и Крот исчезают. Занавес открывается. Включается свет (по возможности более яркий, чем в начале спектакля). Теперь на первом плане слева и справа обломки мраморной колонны, а между ними на краю ширмы несколько крупных цветков. На втором плане окруженный кипариса-ми полуразрушенный античный храм, над которым реют ласточки. Над колонной слева появляется Ласточка с Дюймовоч-кой.

Ласточка

Вот мы и дома, Дюймовочка!
Дюймовочка спускается по колонне вниз.

Дюймовочка (оглядываясь)

Ах, как мне нравится тут!
Снова весна! Снова теплое солнышко!
Снова цветочки цветут!
Ласточка, как бы хотела я
Жить средь такой красоты!

Ласточка

Знать, не напрасно так долго летела я!
Вижу, что счастлива ты!
Будешь беспечно и весело
Жить на лугу, как в раю.
Жди меня, милая, с новыми песнями!
Фьюти! Фью-фью! Фьюти-фью!
Ласточка машет крыльями и исчезает. Дюймовочка подходит к одному из цветков.

Дюймовочка

Здесь у меня будет спаленка!
Дюймовочка подходит к другому цветку.

Дюймовочка

Здесь для запасов чулан!
Внезапно из-за цветка появляется Принц эльфов.

Дюймовочка (удивленно)

Ой, человечек, как я, тоже маленький,
Кто вы?

Принц эльфов (кланяясь)

Принц эльфов Тюльпан!

Дюймовочка

Ах!

Принц эльфов

Вы такая красавица!
Станьте принцессой моей!

Дюймовочка

Вашей принцессой? А вдруг мне не справиться?
Вдруг очень трудно быть ей?
Принц эльфов встает перед Дюймовочкой на колени.

Принц эльфов

Что вы! Ужель не желаете
Вы в моем сердце царить?
Мог бы я вам этот луг, облака эти,
Эти цветы подарить!
Каждое ваше веление
Я бы исполнил тотчас!
О, соглашайтесь! Отдам без сомнения
Жизнь я за миг подле вас!

Дюймовочка

Да, я согласна! Согласна я
Вашей принцессою стать!

Принц эльфов

Мы полетим вместе…

Дюймовочка (закрыв лицо руками)

Ах, я несчастная!
Я не умею летать!
Дюймовочка плачет. Над колонной появляется Ласточка.

Ласточка

Ну-ка, взгляни на подарочек!
Плакать не стоит, поверь.
Ласточка бросает Дюймовочке ворох разноцветных крылышек. Дюймовочка перестает плакать.

Дюймовочка

Что это?

Ласточка

Крылья стрекозок и бабочек,
Им нет нужды в них теперь!
Принц берет два самых красивых крылышка, такие же, как были у Дюймовочки в начале спектакля, и приставляет к спине своей невесты.

Принц эльфов

Чудно! Прекрасно! Божественно!
Вы рождены их носить!
Жажду всем сердцем я в миг сей торжественный
Вас танцевать пригласить!
Принц эльфов и Дюймовочка танцуют.

Ласточка (поёт)

Фью! Словно солнышко ясное,
Светит огонь двух сердец.
Свадьбой веселой мы нынче отпразднуем
Сказки счастливый конец!
Принц эльфов и Дюймовочка целуются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий