Ребусы

воскресенье, 20 октября 2013 г.

В гостях у сказки

В гостях у сказки
Оборудование: надписи: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.Пушкин; слова: народные и авторские; портреты А.С.Пушкина, А.Толстого, Л.Толстого, К.Чуковского, Г.Х.Андерсена; выставка книг-сказок: волшебных, бытовых, о животных; слова: зачин, присказка, концовка; мелодии к программе «В гостях у сказки» и к песне Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету».
Звучит музыка из программы «В гостях у сказки»
Учитель.
Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу-Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зелёный дуб на берегу.


        Сегодня мы побываем в гостях у Сказки. Когда вы были маленькие, вы часто просили: «Расскажи сказку». И не засыпали без неё. А чем сказка отличается от других произведений? (Говорят звери, растения, необычные приключения происходят, чудеса случаются.)
        Кто сочиняет сказки? (Автор и народ.)
        Сказки, которые сочинил народ, называются народные; сказки, которые написали писатели, называются авторскими или литературными.
        Каких писателей-сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Чуковский, Андерсен, Лев Толстой, Алексей Толстой.)
        Сказки бывают разные: есть сказки волшебные, в них случаются волшебные превращения. Есть сказки о животных, в них звери разговаривают, они главные герои сказок. (Примеры из выставки.) Есть сказки бытовые. Они про мужиков, солдат, сирот. («Каша из топора», например.)
        Как вы понимаете высказывание А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» (Сказки учат добру, справедливости, учат понимать чужую беду.)
        Сказка начинается с присказки:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках.
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку…
Белка к лисе
В решете приплыла,
В решете приплыла,
Коромыслом гребла.
А парус у белки – мочало…
Начну сказку
С самого начала…
Есть в сказке зачин:
        Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька…
        Жили-были лиса и да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайца лубяная…
        В лесу в маленькой избушке жили-были кот и петух…
        Жил-был старик, было у него три сына.
Заканчивается сказка концовкой:
        Я там был, мёд, пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало.
        Стали жить-поживать, да добра наживать.
        Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец!
        Сказки сочиняли разные народы, живущие в мире, в нашей стране: татары, русские, мордва, украинцы, туркмены и т.д. (Обращение к выставке.)
Учитель.
Лада – лада – лада - ладушки!
Сказки сказывали бабушки,
Сказки сказывали дедушки,
В сарафанах алых девушки.
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко:
Не простое – золотое.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Баба.
Эй, старик, проснись скорей!
Дед.
Волки что ли у дверей?
Ты чего кричишь, старуха?
Баба.
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед.
Ну снесла, какое дело?
Что ты, баба, обалдела?
Баба.
Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед.
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба.
Погляди, горит как жар.
Дед.
Не случился бы пожар!
Баба.
Ох, горит, слепит глаза!
Дед.
Чудеса!
Баба.
Чудеса!
Дед.
Ты в сундук запри его.
(Раздаётся стук в дверь.)
Баба.
Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед.
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба.
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краёв набью сундук.
Дед.
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба.
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живём других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед.
Пусть смеются, мне не жалко!
Баба.
Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед.
Я хозяин или нет?!
Баба.
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Всё куда-то подевалось!
Дед.
Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба.
И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед.
Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба.
Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Дед и баба.
Заходите без стесненья!
Учитель.
Чем эта сказка отличается от народной сказки?
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть!
Отдохнём и снова в путь! (Все встали)
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево, вправо десять раз»
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять».
Красной шапочки совет:
«Если будешь бегать, прыгать
Проживёшь ты много лет,
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять
Раз, два, три, четыре, пять».
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Учитель.
        Сейчас проведём конкурсы. За каждый правильный ответ вы получите наливное яблочко.
1.Из какой сказки отрывок. (Даётся прослушать отрывок из любой сказки.)
2.Угадай сказку. Я назову слова, которые есть в сказке, а вы угадаете её.
Топор, пила, вёдра, печка, щука. («По щучьему велению»)
Земляника, дудочка («Дудочка и кувшинчик»)
Бабушка, внучка, волк, лес. (Красная шапочка)
Мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. («Теремок»)
Медведь, короб, пирожки, собаки. («Маша и медведь»)
3.Узнай предмет. Из какой сказки предметы, нарисованные на картинках.
4.Угадай название сказки.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
Как в суседки он попал.
Как перо своё проспал.
Как хитро поймал Жар-птицу.
Как похитил он девицу. (Ершов. «Конёк-горбунок»)
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. (Г.Х.Андерсен. «Дюймовочка»)
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята…
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
А дорога-  далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу! (Репка)
Пристают к заставе гости.
Царь зовёт к себе их в гости.
Чуда дивных там три есть,
Что ни можно глаз отвесть. («Сказка о царе Салтане». А.С.Пушкин)
5.Назови волшебные предметы, которые есть в сказках. (Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, сума, волшебное кольцо, волшебная палочка.)
6.Какие сказочные герои пришли к нам в гости? (Показ предметов, принадлежащих какому-нибудь сказочному герою.)
Подсчёт яблочек. Награждение грамотами.
Учитель.
Перед вами выставка книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие нужно прочесть. Сейчас вы подойдёте и выберете понравившуюся сказку, потом вы можете обменяться книгами.
        Звучит мелодия к песне «Сказки гуляют по свету» (Сначала к выставке подходят девочки, потом мальчики. Дети выбирают книги.)
Учитель.
Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Давайте попрощаемся со сказкой.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Комментариев нет:

Отправить комментарий